Комплекс мер Саратовской области
E-mail: mail@semyabalakovo.ru
Телефон: 8 (8453) 62-02-69

Вкусная артикуляционная зарядка

Чтобы ребёнок правильно произносил звуки, его губы и язык должны быть сильными, а движения точными.

Кто у нас любит все вкусное и сладкое? К чьему сердцу лежит путь через желудок? И это совсем не мужчины, а наши любимые и дорогие детки (хотя мужчины тоже порой ведут себя как дети и любят покушать вкусно и сладко). Им показана сладкая и вкусная гимнастика для язычка.

Выполняем зарядку – весело и с удовольствием!

  • Бытует мнение, что артикуляционная гимнастика – это не столь важное, несерьёзное, порой даже скучное занятие, которым можно и не заниматься.
  • Как же выполнять артикуляционную гимнастику дома, чтобы ребенку она была интересна?  Мы вам  отвечаем: весело и с удовольствием. Для этого, в дополнение к общепринятым артикуляционным упражнениям, предлагаем Вам нетрадиционные упражнения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей.

Важно!

  • Как подсластить жизнь нашим маленьким страдальцам, которые имеют дефекты речи и не хотят делать артикуляционную гимнастику?
  • Заставлять и ругать не стоит, потому что знания и навыки, полученные на негативе, плохо закрепляются и мало используются на практике, поэтому переходим к сладким процедурам.
  • Можно использовать любые сладости и вкусности, которые есть в наличии, главное, чтобы у ребенка не было аллергии. (Ягоды, кусочки фруктов свежих и сухих, цукаты, готовые завтраки, соломку, съедобные палочки, посыпку, варенье, джем, мармелад — все то,  что есть дома и не отвергается малышом).
  • Пользу речевой гимнастики хорошо понимают взрослые. Но далеко не каждый ребёнок соглашается сесть перед зеркалом и выполнять однообразные монотонные движения губами и языком.
  • Для этого изобретательные логопеды придумали занимательные артикуляционные упражнения, которые детишки будут выполнять с радостью, так как при их выполнении используются вкусняшки.

Зарядка с сушками

Для этих упражнений запасёмся сушками или баранками разных размеров и формы.

10 «вкусных» артикуляционных упражнений

Упражнение 1

Малыш высовывает язык изо рта и удерживает на нём соломку, сколько сможет.

Упражнение 2

Ребёнок втягивает мармеладного червячка в рот через вытянутые хоботком губы.

Упражнение 3

Необходимо один конец такой же мармеладки сжать губами, а другой конец натянуть рукой. Задача ребёнка —  постараться подольше удерживать мармеладку губами.

Упражнение 4

Пусть малыш откроет рот и постарается удерживать соломку вдоль по средней линии языка. Можно прижать соломку к верхним зубам, не закрывая рта.

Упражнение 5

Ребёнок должен держать соломку над верхней губой языком. Можно обыграть: «Появились усики!»

Упражнение 6

И снова изображаем усы. Ребёнку нужно удержать соломку между верхней губой и носом.

Упражнение 7

Упражнение немного посложнее. Удерживаем соломку, прижимая её языком к нижним зубам. Соломинка должна быть почти в вертикальном положении.

Упражнение 8

Язык держим в форме чашечки. Внутри «чашечки» держим конфетку-драже.

 Упражнение 9

Облизывать Чупа-чупс или другую конфету на палочке. Положение конфеты периодически меняем: держим её сверху, снизу, с одной и другой стороны. Главное, чтобы язык смог дотянуться до неё.

Начинать лучше с конфеты большего размера. Так как сначала легче выполнять движения с большой амплитудой, затем берём конфетки поменьше.

Упражнение 10

Намазываем верхнюю губу сиропом, мёдом или вареньем. Предлагаем малышу широким краем языка облизать губку, выполняя движение сверху вниз.

Зарядка с печеньем, сухариками…..

Для этих упражнений запасёмся печеньем, сухариками, кукурузными хлопьями разных размеров, формы, ребристые, плетёные.

  • «Красивое печенье»— Посчитать напряженным кончиком языка ребрышки на фигурном печенье.
  • «Тьфу»— На тарелке лежат крошки. Ребёнок губами берёт с тарелки крошку, удерживает её между губ и сплёвывает обратно – тьфу.
  • «Бусинки»— Кладём на тарелку крупные крошки печенья или маленькие круглые конфетки. Просим малыша губами собрать их, представив себе, что он собирает рассыпанные бусинки. Или просим губами перенести «бусинки» с одной тарелки на другую.
  •  Крошим на тарелочку кусочки, оттуда малыш кончиком языка должен их «склевать».
  • Покусать печенье/сухарик губами или зубами, вводя их в рот и вытаскивая.
  • Положить крошку на кончик языка и сдуть.
  • Проводить кончиком языка и боковыми краями по шершавой поверхности сухарика или печенья.
  •  Построить домик/шалашик из печенья и сдуть его, задуть в домик ватку, сдуть с домика.
  • Ребёнок зажимает сомкнутыми губами печенье и пытается удержать, когда его тянут.
  •  «Ах, как вкусно» — Посыпаем липкую тарелку мелкими крошками хлеба, сухарей, печенья, сахара, леденцов и, просим ребёнка облизать поверхность тарелки.
  • «Рыбалка» — Посыпаем липкую тарелку более крупными крошками. Предлагаем ребёнку поймать рыбку, язык – это удочка, а крошки – это рыбки. Нужно широко открыть рот, высовывать язык иголочкой и дотронуться до крошки так, чтоб она прилипла к кончику языка. Выполнять нужно быстро и чётко.

Яблоко, виноград, …

  • «Сладкий футбол» — Перекатить во рту от одной щеки к другой крупную виноградинку,  грецкий орех, сухарик, кусочек сахара, крупную круглую карамельку, крошки печенья, шоколада, изюм, цукаты и т.д.
  • «Попади в блюдце» — Сплевывание с кончика языка изюма, гороха, кукурузы и т.д.
  • «Яблочко» — Ребёнку кладём кусочек яблочка за щеку и просим языком вытащить его оттуда. Тоже производят с другой щекой. Или положить ягодку, изюм и перекатывать его из щеки в щеку. Либо просто пытаться выковырять изо рта, если движения ограничены.

 

Варенье, сметана, сгущёнка, …

  • Облизывать варенье, мёд, сгущенку (или другой продукт, который не противопоказан ребёнку) с печенья, с сухаря, с блюдца, с мерных ложечек и т.д.
  • Намазать губы чем-нибудь сладким и пусть ребенок слизывает языком.
  • Также можно слизывать с тарелки языком мед, варенье, сметану, сгущенку.

Источник: Материал подготовила логопед Иванова Е.В.