Комплекс мер Саратовской области
E-mail: mail@semyabalakovo.ru
Телефон: 8 (8453) 62-02-69

В помощь учителям и родителям: рекомендации по выполнению домашних заданий. Как? Зачем? Почему?

П.Л. Богорад, учитель-дефектолог, методист Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков Московского городского психолого-педагогического университета polina.bogorad@gmail.com

О.В. Загуменная, учитель начальных классов, методист Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков Московского городского психолого-педагогического университета alexmk9@yandex.ru

Достичь хорошего результата при обучении детей в школе можно, лишь подкрепляя работу на уроках четко организованным выполнением домашней работы. Для детей с расстройствами аутистического спектра и их родителей приготовление уроков часто является трудным делом. Даются советы педагогам и родителям по формированию мотивации к учебной деятельности и по организации условий и процесса выполнения домашних заданий. Приводятся конкретные рекомендации родителям по теме «Как решать задачи?».

Домашнее задание — это одна из форм учебной деятельности, помогающая запомнить и закрепить изложенный на уроке материал, либо задание, направленное на подготовку к усвоению нового материала, а также проверка, которая позволяет учителю проанализировать качество усвоения материала, наличие пробелов в знаниях. Без сомнения, можно утверждать, что повышение эффективности обучения может быть достигнуто только при условии, если высокое качество урочных занятий будет подкрепляться хорошо организованной домашней работой учащихся. Не зря существует поговорка: «Повторение — мать учения». Именно при выполнении домашней работы ученик повторяет материал, изученный в классе, при этом очень важно, чтобы у него формировался навык самостоятельной работы.

Можно выделить следующие функции домашнего задания:

– закрепление и углубление теоретических знаний;

– дальнейшее формирование навыков и умений, отработка навыков, повышение опыта выполнения тех или иных заданий; – применение знаний, умений и навыков в другой ситуации;

– подготовка к усвоению нового учебного материала.

Методика организации выполнения домашней работы — одно из слабых звеньев в школьной деятельности. Часто время, когда учитель дает задание на дом, вообще не выделяется как самостоятельный этап урока. Между тем оно должно подготовить учащихся к самостоятельному и сознательному выполнению задания. До 80% учителей дают домашнюю работу в конце урока, хотя возможны и другие варианты: в начале урока, в середине, в ходе урока. В связи с этим можно выделить следующие основные правила:

– необходимо на уроке отводить специальное время для объяснения домашнего задания;

– давать задания следует тогда, когда каждый ученик сосредоточен и сконцентрирован на учителе;

– домашнее задание должно быть понято всеми без исключения, при этом оно может отличаться для разных учащихся не только по объему, но и по способу выполнения;

– учащиеся должны знать не только то, что делать, но и как делать: как прочитать учебник, как приступить к решению задачи и т.д.;

– домашнее задание должно быть понятно родителям учащихся.

Мы с коллегами работаем учителями начальных классов в Центре психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков более 10 лет. Наш центр специализируется на работе с детьми с расстройствами аутистического спектра.

Исходя из опыта нашей работы, необходимо отметить, что редкий родитель не сталкивается с проблемой приготовления уроков дома. Особенно это волнует родителей, чей ребенок только пошел в школу, когда учебный стереотип еще недостаточно сформирован, и мотивация к учебной деятельности находится пока на низком уровне. В данных условиях организовать выполнение домашнего задания бывает очень трудно. Часто при нежелании ребенка выполнять что-либо дома после школы родитель вынужден настаивать, а порою, сам того не желая, заставлять заниматься (ведь завтра будет урок, и домашнее задание должно быть сделано). Подобный негативный опыт вызывает у ребенка отрицательные эмоции и в дальнейшем приводит к еще большим трудностям.

Как же постараться этого не допустить? Очень важно уже с первых дней ребенка в школе сформировать у него положительное отношение к домашним заданиям. И помочь в этом должен, прежде всего, учитель. Именно он обладает теми знаниями и опытом, которые помогут родителям в организации работы дома.

Рекомендации для формирования у ребенка положительного настроя и собственно стереотипа к выполнению домашних заданий

– С самого начала дайте ребенку понять, что его уроки так же важны, как и самые серьезные дела взрослых; что это — его работа, как у мамы с папой, которую нужно выполнить; что в школе эту работу будет оценивать учитель. Не показывайте ребенку, что его «работа» может быть отодвинута на второй план по сравнению с другими более важными делами. Не произносите, например, слов: «Сегодня мы не сможем сделать домашнее задание, потому что у нас есть более важные дела…». Ведь прежде всего, ваше серьезное отношение будет передаваться ребенку и формировать у него правильный настрой.

– Выполнение домашнего задания предусматривает значительную долю самостоятельной работы учащихся. Учитывая особенности детей с РАС, можно говорить о том, что проявление этой самостоятельности бывает затруднено. В связи с этим главная задача родителей — не дать ребенку почувствовать себя беспомощным перед тем или иным заданием, вовремя оказать ему необходимую помощь. Покажите, что Вы всегда рядом и всегда готовы помочь в случае затруднений. Не оставляйте ребенка одного, если точно не знаете, что данную работу он может выполнить сам. Ведь только в состоянии покоя и уверенности у юного ученика будет возникать меньше отрицательных эмоций от столь трудной для него учебной деятельности.

– Откажитесь от выполнения домашних заданий в качестве наказания за проступки. С целью успокоения расшалившегося ребенка никогда не произносите слов: «Если ты не перестанешь баловаться, мы будем делать уроки». Также не используйте домашнее задание как тяжкую повинность: «Пока ты не сделаешь уроки, мультики я тебе не включу». Напротив, постарайтесь преподнести его как нечто интересное. Для этого в ходе выполнения задания используйте какие-нибудь маленькие сюрпризы, похвалу, которые обязательно вдохновят ребенка на собственные «подвиги». Только не переусердствуйте, чтобы не получилось так, что ребенок будет что-то делать только за вознаграждение. (Хотя в определенных случаях такой способ, если он является единственно возможным на каком-то этапе работы, тоже допустим).

– Более подробно хотим остановиться на похвале. Старайтесь хвалить ребенка за любые затраченные усилия, отмечайте любые, даже незначительные успехи: «Сегодня эта буква у тебя получается лучше, чем вчера», «Ты сегодня так старался!». Выполняя вместе с ребенком домашнее задание, постарайтесь не делать слишком большого акцента на допускаемых ошибках. Прежде всего отметьте положительные моменты, обратите внимание на то, что сделано правильно. Предложите ребенку поиграть: пусть он станет учителем, сам проверит свою работу и найдет как можно больше ошибок. Вместе исправьте ошибки, еще раз объясните ребенку, как нужно делать задание. После он может «научить» Вас выполнять это задание правильно. Точно так же в игре Вы можете сами допустить ошибку, показав ребенку, что взрослые тоже ошибаются. У ребенка не должно возникнуть отношения к трудностям и ошибкам, как к чему-то непреодолимому. Помогите ему почувствовать, что сначала с Вашей помощью, а потом и сам он может с ними справиться.

Наряду с формированием положительного отношения к домашним заданиям важно обеспечить определенные условия для работы: привычное рабочее место, постоянный распорядок дня, привычные места для необходимых принадлежностей. В этом случае у младшего школьника быстрее выработается необходимая установка, быстрее возникнет рабочий настрой, желание приступить к работе. Данные рекомендации особенно подходят для школьников с РАС, которым часто свойственно следование определенным стереотипам. Поэтому главная задача родителей — сформировать у ребенка правильный учебный стереотип.

Чтобы понять, с каких заданий лучше начинать — легких или трудных, надо понаблюдать, как ребенок включается в работу и насколько быстро утомляется. Если он начинает работать сразу и без затруднений, но подъем быстро сменяется спадом, начинайте с более трудных заданий. Если «раскачивается» медленно, но эффективность работы постепенно нарастает, можно начать с более легких уроков.

Наиболее трудными считаются уроки обучения грамоте, математики, затем чтения и окружающего мира. Хотя эта последовательность может меняться в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Так, например, если ученик хорошо владеет арифметическими действиями, но плохо читает, то урок чтения будет являться для него более сложным.

Лучше готовить домашние уроки так:

1-й урок — урок средней сложности,

2–3-й уроки — уроки максимальной сложности,

4-й урок — наиболее легкий.

В ходе выполнения домашних заданий необходимо делать перерыв, во время которого с ребенком полезно провести физкультурную паузу. Длительность таких разминок должна составлять в среднем 5-7 минут. Организовывать их нужно обязательно в игровой форме, можно под музыку.

Упражнения должны быть простыми и легко выполнимыми (потягивания, приседания, повороты туловища, движения для мышц ног, рук, прыжки с последующей ходьбой, упражнения на восстановление дыхания). Выполняются упражнения в небольшом объеме, легко и свободно, до первых признаков утомления.

В ходе таких разминок можно использовать мяч (простые игры с мячом очень нравятся детям).

Правильно проведенная динамическая пауза активизирует ребенка, помогает ему переключиться от одного задания к другому, лучше сконцентрироваться. Наряду с обычной зарядкой можно использовать пальцевую гимнастику, дыхательные, глазодвигательные упражнения, логоритмические задания, упражнения из нейродинамической гимнастики, самомассаж и т.д.

Помимо этих рекомендаций необходимо организовать взаимодействие родителей и учителя, который должен оказывать родителям методическую поддержку. Ведь очень часто при выполнении домашней работы родитель в силу отсутствия педагогического образования просто не знает некоторых приёмов:

– как объяснить ребёнку то или иное задание;

– какие подобрать слова, чтобы он лучше понял, что нужно делать,

– как эта работа оформляется в классе.

А ведь в процессе обучения детей с РАС важно, чтобы материал в школе и дома преподносился в определенном, стандартном виде и, желательно, одними и теми же словами. Именно поэтому нам представляется особенно важным «обучение» родителей тому, что и как нужно сказать ребенку при выполнении того или иного задания. Мы нашли для себя решение этой задачи в разработке письменных рекомендаций для родителей по определенным темам и видам работы.

Рекомендации для родителей по теме: «Как решать задачи?»

Для решения задач Вам понадобятся синяя ручка, красный и зеленый карандаши.

Прочитай задачу.

В ведре было 2 рыбы. Петя поймал еще 1 рыбу.

Сколько всего рыб стало у Пети?

Прочитай еще раз условие задачи: что ты знаешь? (Я знаю, что в ведре было две рыбы. Петя поймал еще одну рыбу).

Возьми цветные карандаши (красный и зеленый) и нарисуй схему:

 

 

 

 

 

Сколько рыб было в ведре? (Две рыбы).

Сколько красных кружочков надо нарисовать? (Два).

Что сделал Петя? (Петя поймал ещё одну рыбу).

Что надо сделать? (Надо нарисовать еще один кружочек).

Нарисуй еще один кружочек зеленым карандашом.

А теперь прочитай вопрос задачи: что нужно узнать? (Нужно узнать, сколько всего рыб стало у Пети).

Давай сделаем краткую запись.

Найди в задаче главные слова: БЫЛО и ПОЙМАЛ.

Сколько было рыб? Пиши цифру.

Сколько Петя поймал? Пиши цифру.

Что надо узнать? (Сколько всего рыб стало у Пети?) Всего — значит вместе. Рисуем фигурную скобочку.

Задача.

Было — р.              ? р.

Поймал — р.

Ты сделал краткую запись. На какой вопрос нам нужно ответить? (Сколько всего рыб стало у Пети?)

Чтобы ответить на вопрос, задачу нужно решить. Что ты будешь писать? (Решение)

Ребенок пишет слово «Решение».

Решение — это пример. Давай посмотрим на краткую запись.

Сколько было рыб? (Две). Пиши цифру 2. Сколько Петя поймал? (Еще одну рыбу). Пропусти одну клеточку и напиши цифру 1. (Если ребенок понял, какой нужен знак, и хочет сразу его написать, пусть сделает это).

Что нужно узнать? (Сколько всего рыб стало у Пети?) Всего — это значит сложить. Какой знак напишешь: плюс или минус? (Плюс). Пиши знак и решай пример.

Решение.

 

 

       

 

Что ты узнал? (Я узнал, что у Пети стало 3 рыбы). Прочитай вопрос. Мы можем на него ответить? (Да). Что нужно записать? (Ответ). Пиши слово «Ответ». Чтобы написать ответ, нужно прочитать вопрос. Прочитай вопрос. Начинаем отвечать со слова «всего» полным предложением: Всего у Пети стало 3 рыбы.

Ответ: всего у Пети стало 3 рыбы.

Подобные рекомендации мы стараемся готовить не только к урокам математики. Не менее важным является особая подготовка к урокам чтения и окружающего мира. В связи с особенностями детей с РАС: трудностями понимания речи, скрытых смыслов, сложностями обобщения знаний и переноса умений и навыков, подготовка к «устным» предметам должна быть более глубокая и детальная. Домашние задания по таким предметам как «Чтение» и «Окружающий мир», должны, в первую очередь, нести практическую направленность. В ходе их выполнения в реальной бытовой, но при этом хорошо организованной и структурированной ситуации (согласно методическим рекомендациям) детям предоставляется возможность получить опыт или актуализировать его вместе со своими близкими взрослыми по тем темам, которые вскоре будут изучаться на уроке.

Литература

  1. Гребень З.И. Домашние задания — это интересно // Русский язык и литература. 2006. № 7. С. 19–23.
  2. Древелов Х., Хесс Д., Век Х. Домашние задания. М.: Просвещение, 1989. 234 с.
  3. Иваниенко О.А. Развитие личности в процессе выполнения домашнего задания // Издательский дом «Первое сентября». Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://festival.1september.ru/ articles/502880/ — Загл. с экрана. — Яз. рус.
  4. Хмельницкая Н.Е. Система домашних заданий // Издательский дом «Первое сентября». Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/511854/ — Загл. с экрана. — Яз. Рус.
Источник: Богорад П.Л., Загуменная О.В. В помощь учителям и родителям: рекомендации по выполнению домашних заданий. Как? Зачем? Почему? //Аутизм и нарушения развития. № 3 (44). 2014.