Комплекс мер Саратовской области
E-mail: mail@semyabalakovo.ru
Телефон: 8 (8453) 62-02-69

Специфика работы психолога по вопросам жестокого обращения в семье

Тема  жестокого обращения в семье занимает особое место в рамках профессиональной деятельности психолога и является весьма деликатной.

В социальной сфере данный вопрос имеет свою специфику, так как психолог изначально работает по запросу граждан, относящихся к наиболее социально-уязвимым группам: семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации,  в социально опасном положении, опекунские и многодетные семьи, что само по себе является определённым фактором риска.

Опираясь на многолетний опыт работы, считаю необходимым отметить следующую особенность: обращаясь с запросом к психологу, зачастую родители семей, в которых дети подвергаются жестокому обращению, совершенно не осознают, что именно они являются носителями этого самого жестокого обращения.

Например, нередко родители приходят к психологу с социальным заказом, который гласит: «сделайте что-нибудь, мой ребёнок неуправляем» или «сделайте с ней что-нибудь, она всё делает мне назло», или «помогите мне, мой сын ворует и агрессивно ведёт себя». И это только малая часть социальных запросов, работая с которыми специалист диагностирует и выявляет симптоматическое поведение ребёнка, то есть поведение, которое является ответной реакцией на жестокое обращение со стороны воспитывающих взрослых.

Самым сложным в такой психологической работе с семьёй является не работа с негативными поведенческими нарушениями со стороны несовершеннолетних, как можно было бы предположить. Самым трудным, но первостепенно необходимым является консультативная и коррекционная работа в отношении родителей или лиц их заменяющих. Она заключается в том, чтобы воспитывающий взрослый имел полное и ясное представление о том, что ребёнок не становится «трудным, агрессивным, неуправляемым» сам по себе, что этому способствуют определённые причины, которые в 90% случаев заложены в семейном взаимодействии, стилях воспитания и общения.  Необходимо, чтобы взрослые люди в данной ситуации осознавали степень нарушений в стиле семейного воспитания, их последствий  и ответственности.

Проблема жестокого обращения в семье, особенно в отношении несовершеннолетних, является одной из самых актуальных по причине того, что многие родители попросту не осознают, что казалось бы обыденные, но негативные и систематические  действия в отношении ребёнка, являются  ничем иным, как проявлением жестокого обращения или даже насилия.

В связи с этим, данная ситуация требует от психолога ознакомить родителей или лиц их замещающих с понятиями «Насилие» и «Жестокое обращение», их причинами, проявлениями, последствиями для детей, самих взрослых и семьи в целом.

Таким образом, более подробно остановлюсь на этих аспектах.  Итак, важно знать, что жестокое обращение с детьми включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемую родителями или другими воспитывающими взрослыми. Принято выделять 4 основные формы жестокого обращения:

Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений или боли ребёнку;

Сексуальное насилие – вовлечение ребёнка с его согласия и без такового в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Причём, согласие ребёнка на сексуальный контакт не даёт оснований считать его ненасильственным, поскольку он не обладает свободой воли и не может предвидеть негативные для себя последствия;

Психическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребёнка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера. К психологической форме насилия относится также открытое неприятие и постоянная критика ребёнка, словесные угрозы в его адрес, замечания в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребёнка, преднамеренная физическая или социальная изоляция ребёнка, ложь и невыполнение обещаний со стороны взрослого, и даже однократное грубое физическое воздействие, вызывающее у ребёнка психическую травму.

Пренебрежение нуждами ребёнка – это отсутствие элементарной заботы, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние, появляется угроза его здоровью и развитию. К пренебрежению нуждами ребёнка относятся: отсутствие адекватного возрасту и потребностям в питании, одежде, жилья, образовании, медицинской помощи, отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребёнок может стать жертвой несчастного случая.

Наиболее часто встречающейся формой жестокого обращения в семьях является психологическое (эмоциональное) насилие, неприятие ребёнка, частая ругань, необоснованная критика, эмоциональная холодность или отвержение, публичная брань и унижение за совершённые проступки, перекладывание ответственности на ребёнка за собственные неуспехи («это ты виноват, что у нас нет денег, я не могу работать, потому что ты вечно болеешь, и я вынуждена сидеть с тобой дома» и т.п).

Необходимо, чтобы взрослые имели устойчивое представление о последствиях подобного «уровня» общения с ребёнком, а именно к чему приводит систематическое эмоциональное и психологическому насилие:

  • Задержка физического и умственного развития;
  • Беспокойство, тревожность, удручённый вид;
  • Плохая концентрация, плохая успеваемость в школе;
  • Низкая самооценка, сложности адаптации и социализации;
  • Эмоциональные нарушения (агрессия, гнев, зачастую направленные на самих себя, подавленность);
  • Соматические заболевания;
  • Избыточная потребность во внимании;
  • Депрессия, угрозы или попытки суицида, бродяжничество;
  • Неумение общаться со сверстниками (заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость или агрессивность);
  • Асоциальное поведение (ложь, воровство);
  • Нервно-психические и психосоматические заболевания: неврозы, энурез, тики, расстройства сна, нарушение аппетита, астма.

Важно помнить, что жестокое обращение с детьми формирует социально дезадаптированных людей, испытывающих сложности в создании собственных семей, не умеющих быть хорошими родителями.

Дети, пережившие любой вид насилия, испытывают трудности социализации, у них нарушены связи со взрослыми, нет соответствующих навыков общения со сверстниками, они не обладают достаточным уровнем знаний и эрудиции, чтобы завоевать авторитет в школе. Ребёнок, явившийся жертвой жестокого обращения, не усваивает норм социально-положительных отношений во взаимодействии с людьми, у него возникают большие трудности в социальной адаптации, а в последствие в создании семьи. Такой ребёнок в будущем, как правило, переносит усвоенные способы общения и со своими детьми, легко решается на применение насилия к другим людям, а доведённый до крайней степени унижения превращается из жертвы в преступника.

В процессе консультативной и психо-коррекционной работы с семьями, имеющими в своей истории подобные негативные проявления, решающим и поворотным моментом является критический взгляд и осознание самих клиентов собственного негативного опыта и действий, именно тогда приходит намерение что-то менять и брать ответственность за происходящее с ребёнком. Только в этом случае работа психолога становится совместной работой тандема «специалист – семья».  Именно тогда  мониторинг внутрисемейных отношений показывает положительную динамику, и первичный социальный запрос семьи из «нерешаемой проблемы» превращается в цель для изменений. Это — самый эффективный путь.

 

Статья подготовлена психологом отделения профилактики безнадзорности несовершеннолетних

Ольгой Викторовной Дидык