Комплекс мер Саратовской области
E-mail: mail@semyabalakovo.ru
Телефон: 8 (8453) 62-02-69

Развитие понимания речи у детей с РАС дошкольного и младшего школьного возраста

Дети с расстройствами аутистического спектра часто имеют речевые проблемы. Перечислены причины нарушений понимания детьми речи. Описан опыт коррекционной работы педагогов над пониманием обращенной речи и прочитанного у детей младшего, старшего дошкольного и младшего школьного возраста, апробированный в школе Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра. Предложены этапы работы, даны методические рекомендации к занятиям.

Нарушения понимания речи у детей с РАС

Частой проблемой, встречающейся у детей с РАС, является нарушение понимания ребенком речи. Это один из важных маркеров аутистических расстройств. Трудности понимания обращенной речи проявляются уже в раннем периоде речевого развития детей. Ребенок не понимает названий предметов, их качеств, действий. Не выполняет простые речевые инструкции. В дальнейшем не понимает обращенную речь, прочитанное, не может ответить на вопросы и пересказать текст. Почему же так происходит?

Достаточное понимание речи обеспечивается:

— хорошим уровнем произвольности у детей (произвольная организация своего внимания и поведения в соответствии с тем, что он слышит; произвольная организация собственной речевой реакции; интереса к речевой ситуации);

— достаточным уровнем словарного запаса (словарь должен быть актуализированным — это обязательное условие);

— навыками правильного грамматического оформления высказывания.

У детей с РАС перечисленные навыки находятся, как правило, в остром дефиците, что неизбежно приводит к трудностям понимания речи.

Работа по преодолению нарушения понимания речи начинается, как только родитель заметил у своего ребенка трудности такого характера или по рекомендации специалиста. Эта работа должна проводиться комплексно и включать в себя занятия с психологом, логопедом и занятия родителей с ребенком дома. При этом родитель становится полноправным участником коррекционной работы, в ежедневной жизни ребенка применяя свой опыт и знания и навыки, полученные от специалистов.

Этапы работы над пониманием речи

На подготовительном этапе важно установить эмоциональный контакт с ребенком и определить сферу его интересов, потребностей и зону ближайшего развития. Исходя из этого, подбирается речевой материал для занятий. В течение всего дня педагогу или родителю необходимо использовать эмоционально-смысловые комментарии. Это позволит акцентировать внимание ребенка на ситуации или речи взрослого. Комментарий должен базироваться на опыте и интересе ребенка. Например, можно нарисовать вместе с ребенком его любимую игрушку, рассказать о ней, выразить к ней эмоциональное отношение.

Крайне необходимо вносить смысл в любую активность ребенка. Например, ребенок начинает стучать по столу. Тогда взрослый проговаривает, что это «мастер стучит молотком: тук-тук, он строит дом…».

Обязательно на протяжении всех этапов коррекционной работы используется метод проговаривания ситуаций, установления причинно-следственных связей, описываются чувства и эмоции. Например: «Мы уберем игрушки и тогда сможем пойти гулять». Или: «Ты выполнишь это задание и сможешь поиграть».

Следует подчеркнуть, что педагоги и родители всегда проговаривают происходящее в жизни ребенка.

Также полезно использовать игры и задания для развития зрительного и слухового внимания, активизировать тактильные и двигательные ощущения, анализировать и инсценировать простые сказки.

Основные этапы работы по преодолению трудностей понимания речи

1 этап — отрабатывается словарь имен существительных по темам (важно убедиться, что ребенок правильно понимает значение каждого слова и может соотнести его с конкретным предметом и картинкой).

Ребенка обучают выполнять простые речевые инструкции: «Дай….», « Покажи….». Эта работа проводится на основе отработанного лексического материала. Сначала используют помощь взрослого (взрослый действует рукой ребенка). Малыша обязательно хвалят и поощряют. После того как ребенок научился давать предмет по инструкции, необходимо научить его отличать этот предмет от других. Для этих целей вводится альтернативный предмет (или картинка, слово), не похожий на оригинал. Также взрослый должен добиться от ребенка (чтобы он заучил) ответов на вопросы: «Что ты дал?», «Что ты принес?». Если ребёнок безречевой, допустимо использовать в качестве альтернативной коммуникации карточки PEСS или пиктограммы, т.к. это позволит сделать общение ребенка с окружающими доступным.

2 этап — прорабатывается словарь глаголов. Специально подобранный речевой материал поможет овладеть глубинно-семантической структурой фразы из 2—3 слов, даст возможность сформировать простые формы диалога (ответы на вопросы). Сначала вводятся простые инструкции: «Иди сюда», «Садись», «Положи», то есть вначале ребенка учат имитировать движения взрослых, а в дальнейшем переходят на картинный материал. Важно к каждому предмету подбирать несколько картинок — действий, например, где мама читает, готовит, обнимает, стирает, гладит. Так ребенок научится понимать именно действие, а не запомнит один шаблон «мама готовит». Также после отработки слова-действия используются альтернативные слова и картинки.

3 этап — отрабатывается словарь прилагательных;

4 этап — проводится работа над грамматическим строем речи;

5 этап — проводится работа над пониманием прочитанного. Такая работа строится на анализе каждого слова в предложении. Ребенок (или взрослый) читает предложение, взрослый задает вопрос к каждому слову в предложении. После этого текст полностью прочитывается, задаются вопросы. Текст адаптируется для ребенка, педагог оставляет слова, несущие основную смысловую нагрузку. Составляется план пересказа, и ребенок учит адаптированный текст. Здесь также необходимо использовать альтернативные слова и предложения, альтернативные картинки или предметы. В этом случае ребенку хорошо помогает инсценировка текста.

Работа над пониманием речи является необходимой и важнейшей частью коррекционной программы, базой для формирования всех сторон речи и успешной коммуникации. Выстроенная в такой последовательности, она облегчает задачу педагога по обучению пониманию устной речи и текстов у детей с РАС дошкольного и младшего школьного возраста, помогает детям овладеть школьной образовательной программой по основным предметам.

Источник: Никонова Н.А., Павлова Ю.Б. Развитие понимания речи у детей с РАС дошкольного и младшего школьного возраста//Аутизм и нарушения развития. 2018. Т. 16. No 1.