Комплекс мер Саратовской области
E-mail: mail@semyabalakovo.ru
Телефон: 8 (8453) 62-02-69

Преодоление трудностей, связанных с питанием детей с расстройствами аутистического спектра

Трудности, связанные с питанием, — одна из самых сложных и долговременных проблем, над решением которых работает эрготерапевт. Существуют тысячи причин, по которым у детей развивается отвращение к тому или иному виду пищи. Трудности с питанием в той или иной степени присутствуют у каждого ребёнка с особенностями развития. Задача эрготерапевта — научить вашего ребёнка есть безопасно, а также помочь ему овладеть социальными правилами поведения в процессе еды. Во время занятий специалист помогает ребёнку овладеть навыками, необходимыми для самостоятельного употребления пищи. Малыш научится различать, какую еду можно брать руками (например, хлеб и бутерброды), а в каких случаях положено пользоваться столовыми приборами. В процессе терапии эрготерапевт внимательно наблюдает, насколько физическое развитие ребенка позволяет ему питаться самостоятельно. При этом учитываются следующие аспекты: осанка ребенка, его поза во время еды, зрительно- моторная координация в системе глаз — рука, моторные навыки и навыки обработки сенсорной информации.

Терапия проблем питания требует длительной работы и огромного терпения от всех участников процесса: ребёнка, его родителей и эрготерапевта. Чтобы добиться успеха, необходимо, чтобы все члены команды доверяли друг другу и работали сообща. Очень важно, чтобы в домашней обстановке ребенок придерживался всех правил, установленных во время терапевтических сеансов, и продолжал выполнять задания и упражнения, связанные с питанием.

Если бы у эрготерапевта было волшебное лекарство, которое помогало бы детям-малоежкам, миллионы родителей по всему миру были бы счастливы.

К сожалению, такого волшебного средства не существует, но эрготерапевт поможет выявить конкретные причины, которые обуславливают нарушения пищевого поведения у вашего ребенка.

 Что такое пищевая аверсия?

Пищевая аверсия (лат. aversio — отвращение) выражается в том, что человек отказывается есть пищу с определенными свойствами. Определяющим может быть цвет блюда, его вкус, запах, консистенция, текстура или какие-то еще характеристики продукта.

Другими словами, существует какая-то определенная причина, из-за которой ваш ребёнок отказывается есть ту или иную пищу. Эрготерапевт, работающий с ребёнком, поможет выяснить эту причину (или несколько причин) и объяснит, почему ребёнок отказывается от того или иного блюда или крайне негативно реагирует на какой-то аспект процесса приёма пищи.

 Почему мой ребёнок соглашается есть только одно (или два) блюда?

У каждого из нас есть любимые блюда, но обычно человек с удовольствием пробует и другую еду и любит экспериментировать с новыми рецептами привычных блюд. Особые дети — совсем другое дело.

Ваш сын каждый день требует, чтобы на обед заказывали одну и ту же пиццу, к тому же — из определенной пиццерии.

Если пиццу поджарят сильнее обычного — ее можно выбросить, ребёнок не съест ни кусочка. Однажды я приготовила сыну его любимые макароны, но он наотрез отказался их есть. Что же случилось? Оказалось, что я сварила макароны в новой кастрюле. Да, макароны были те же самые: и марка, и форма, и упаковка. Но мальчик обратил внимание, что макароны сварили в новой кастрюле, и решил, что вкус блюда из-за этого изменился. К сожалению, старую кастрюлю мы уже выкинули в мусор, и маленькая заминка превратилась в серьезную проблему. «Макаронная забастовка» продолжалась больше недели, пока, наконец, сын не смирился с неизбежным. Тогда он сдался и съел целую тарелку макарон.

Чтобы понять, что чувствует ваш ребёнок, попробуйте представить себя на его месте. Наверняка вы когда-либо съедали слишком много той или иной пищи, так много, что вас тошнило от переедания. Вспомните, как долго после этого вы даже смотреть не могли на прежде любимое блюдо. Еще хуже, если вы заболели после того, как съели что-то обычное и привычное. Пройдет немало времени, пока вы сможете вновь попробовать это блюдо — ваш организм будет крайне негативно реагировать на его вкус, запах и даже вид. В чем же причина?

Отрицательный опыт, который вы получили, формирует негативное отношение. Всю свою жизнь человек учится на основе своего опыта. Если опыт положительный, вы захотите повторить свои действия снова и снова. Если опыт негативный — постараетесь избежать повторения такой ситуации в будущем. Вполне возможно, что ваш сын думает, что у еды металлический вкус, если он ест её металлической вилкой. Не исключено, что однажды с тарелки плохо смыли моющее средство, и ребёнок запомнил, что у супа был химический привкус. Если вашей дочери показалось, что чай в одноразовом стаканчике странно пахнет, она может надолго запомнить этот случай и будет отказываться от любой еды и напитков, если видит пластиковую посуду. Я работала с мальчиком, который однажды подавился хрустящим кренделем. Много лет после этого он категорически отказывался есть крендели, а также сушки, печенье и другие продукты, которые казались ему похожими на тот злосчастный крендель.

Проблема осложняется тем, что ребенок с задержкой речевого развития не может объяснить словами, почему он отказывается есть то или иное блюдо. Очень часто малыш и сам не знает, какая причина заставляет его снова и снова отвергать овсяную кашу

Это важно запомнить!

 Возьмите лист бумаги и начертите таблицу из трёх столбцов. В первый столбец запишите все блюда и продукты, которые ваш ребёнок ест в настоящее время. Во второй столбец запишите названия блюд, которые ребёнок ел раньше, но сейчас отказывается есть. В третий столбец внесите все те продукты и блюда, которые вы бы хотели ввести в его рацион.

Внимательно изучите продукты в первом столбце и постарайтесь найти в них что-то общее. Может быть, все блюда в этом списке имеют хрустящую текстуру или, наоборот, мягкие и пюреобразные? Каковы эти блюда на вкус: сладкие, кислые, приправленные специями? Эту еду принято брать руками, или она требует использования ложки или вилки? Покажите этот список эрготерапевту, который работает с ребенком, — это поможет ему проанализировать ситуацию.

Когда вы знакомите ребёнка с новым блюдом, попробуйте сделать это в игровой форме. Не нужно заставлять ребёнка сразу же есть незнакомую ему пищу. Придумайте, как можно заинтересовать ребёнка, — например, посадите за стол его любимую игрушку или куклу и «покормите» ее новым блюдом. Не огорчайтесь, если ребёнок отверг предложенную еду и отказался притронуться к ней. В этом случае поместите несъеденное в пакет, закройте его и пальцами рисуйте на поверхности полиэтилена фигуры или буквы.

Иногда доведённые до отчаяния родители пытаются принудительно кормить ребёнка, удерживая его руки и ноги. Ни в коем случае не делайте этого, особенно если вы работаете над решением проблемы питания. Насилие только ухудшит ситуацию и сведёт на нет весь прогресс, достигнутый с таким трудом. Если вы хотите помочь своему ребёнку, необходимо, чтобы он доверял вам.

Как определить, есть ли у ребёнка проблемы с питанием?

Вот некоторые признаки, указывающие на проблемы с питанием:

  • Ребёнок кашляет, давится едой, испытывает рвотные позывы, когда он ест, играет с пищей или чувствует запах еды.
  • Ему нужно больше времени, чтобы закончить трапезу.
  • Ребенок ест ограниченное количество блюд.
  • Имеются проблемы медицинского характера: гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь (ГЭРБ), рефлюкс или питание с помощью зонда.
  • Ребёнок срыгивает пищу во время еды или ему сложно удерживать во рту жидкую пищу.
  • Ребёнок испытывает трудности во время питья жидкости из чашки, бутылки или с помощью трубочки-соломинки.
  • Ребёнок проявляет тревогу, связанную с питанием или процессом приготовления пищи.

 Кого привлечь в «пищевую команду»?

Обычно эрготерапевты работают в тесном сотруд­ничестве с логопедами, физиотерапевтами, диетоло­гами, аллергологами, гастроэнтерологами, хирургами, социальными работниками и педиатрами. Специали­сты могут порекомендовать обследовать ребенка.

  • Иногда необходимо проверить, нет ли у ребёнка аллергии на продукты, которые вызывают рвоту, кра­пивницу или астму.
  • Гастроэнтеролог может назначить ряд обследований, чтобы исключить физиологические причины проблем с питанием. Если ребёнок часто давится пищей или есть подозрение, что в дыхательные пути попало инородное тело, вам порекомендуют про­вести видеофлюорографическое исследование процесса глотания. Врач может назначить анализ на кислотность желудочного сока, если есть симптомы гастрорефлюкса. Бариевое рентгеноконтрастное ис­следование позволяет обследовать структуру глотки и пищевода. Кроме того, врач может назначить ФГС (гастроскопию) — обследование, которое включает в себя проглатывание гибкой трубки с видеокамерой на конце. Процедура проводится под местным обезбо­ливанием и позволяет врачу визуально исследовать пищевод, желудок и другие органы пищеварительной системы.

Трудности с питанием могут быть обусловлены и другими заболеваниями, такими как детский це­ребральный паралич, дисфагия, расщелина твердого неба («волчья пасть») и кровоизлияние в мозг.

 Сладкая, кислая и соленая пища. Текстура и консистенция пищи

Вкус пищи и ее консистенция часто служат главными признаками, которые определяют, будет ли ре­бёнок есть то или иное блюдо или нет. Очень важно понимать, что именно подразумевается под той или иной характеристикой, чтобы правильно определить пищевые предпочтения ребенка. Какую еду вы люби­те больше всего? Я, например, очень люблю соленые картофельные чипсы. Мне нравится, как они хру­стят, а соленый вкус помогает мне успокоиться. Тяжелый день? Я покупаю пакет моих любимых чипсов, съедаю их до последнего ломтика, и жизнь уже кажется мне не такой мрачной. Существуют определенные закономерности, позволяющие проследить типичное воздействие того или иного свойства пищевого про­дукта на человека. Список, который приведен ниже, показывает, какое действие ОБЫЧНО оказывают на человека вкус, температура, консистенция и тексту­ра блюда. Не забывайте, что мы говорим о типичном воздействии, но реакции каждого человека индивиду­альны и не всегда совпадают с общими закономер­ностями.

  • Если в блюде много специй, оно усиливает рабо­ту органов чувств.
  • Кислая пища вызывает выделение слюны, тем самым заставляя мышцы ротовой полости работать интенсивнее, чтобы удерживать слюну во рту.
  • Соленая пища, по отзывам многих людей, помо­гает успокоиться. Именно поэтому мы любим соленый попкорн, крендельки и чипсы.
  • Сладкая пища помогает успокоиться и взять себя в руки. Если вы волнуетесь, попробуйте съесть ле­денец, выпить стакан сладкого сока или съесть пи­рожное. Скорее всего, вы почувствуете себя намного спокойнее.
  • Холодные продукты усиливают внимание. Студенты хорошо знают, что мятные леденцы помогают не уснуть во время скучной лекции.
  • Горячая еда успокаивает и дает нам чувство за­щищенности. Если вы продрогли, что может быть лучше, чем тарелка горячего супа?

Консистенция пищи варьируется от жидкой до очень твердой. Если представить консистенцию про­дуктов в виде ряда, то он начнется с жидкостей, за­тем идет жидкое пюре (однородное и неоднородное), густое пюре, твердая пища, хрустящая пища, а также блюдо из продуктов различной текстуры.

Новорожденный ребёнок питается только жидкой пищей: грудным молоком или молочной смесью. Ког­да он немного подрастает, в его рацион вводят жид­кое пюре. По мере развития мышц ротовой полости (оральной мускулатуры) ребёнок учится есть более густую и плотную пищу. Когда у малыша прорезывают­ся зубки, он учится откусывать пищу и пережевывать ее. Постепенно рацион ребенка обогащается блюдами с плотной и твердой текстурой, и одновременно про­исходит угасание рвотного рефлекса, так что ребёнок может проглатывать кусочки пищи большего размера. Возможно, вы замечали, что пережевывание твердой пищи помогает успокоиться. Чтобы прожевать про­дукты с плотной текстурой, необходимо задейство­вать большое количество мышц ротовой полости, что рефлекторно снижает уровень возбуждения. Именно поэтому многие держат под рукой жевательную ре­зинку, которая помогает им успокоиться в стрессовой ситуации.

Это важно запомнить!

Чтобы определить, пищу какого вкуса и тексту­ры вы предпочитаете, попробуйте в течение пяти дней вести пищевой дневник. Вносите в дневник, какую пищу вы едите утром, днём и вечером, вкус, текстуру и консистенцию пищевых продуктов, а также чувства и эмоции, которые у вас при этом возникают.

  • Любите ли вы съесть перед сном что-нибудь соленое? Это помогает вам успокоиться?
  • В каких обстоятельствах вы жуете жеватель­ную резинку или грызете что-то твердое, например соленые крендельки или сухарики?
  • Едите ли вы сладкое, чтобы уменьшить стресс?
  • Вы грызете кончик карандаша или ручки?
  • Любите ли вы насвистывать?
  • Вы предпочитаете горячие напитки или хо­лодные?
  • Вы грызете ногти?
  • Грызете ли вы леденцы в течение дня?

Теперь попробуйте составить такой же дневник для своего ребёнка. Постарайтесь определить вкус и консистенцию продуктов, которые он предпочи­тает.

Спросите учителя, как ребенок ведет себя в школе. Узнайте, грызет ли он на уроке кончик руч­ки или карандаша. Спросите, не жует ли ребенок что-нибудь несъедобное, например бумагу или нит­ки. Обратите внимание, какие блюда ребенок пред­почитает, и отметьте вкус этих блюд: сладкий, соленый, острый или кислый. Записывайте характе­ристики текстуры и консистенции: жидкая, мягкая, твердая, пюреобразная, с комочками и т. п. Есть дети, которые в любое блюдо добавляют припра­ву, например кетчуп или острый соус. Очень важ­но записать как можно больше подробностей. Это поможет вам заметить закономерности пищевых предпочтений ребенка. Такая информация будет крайне полезна вам и эрготерапевту — она поможет определить, в каком направлении двигаться, чтобы преодолеть проблемы с питанием.

 Мне говорят, что ребёнка нужно кормить насильно. Правда ли это?

Родители, доверяйте своей интуиции! Даже если вам обещают волшебное избавление от проблем с пи­танием, не позволяйте никому насильно кормить ре­бёнка. Такое кормление — настоящая пытка для ма­лыша, и такие методы воздействия только усугубят проблему.

Сейчас, когда специалисты знают гораздо боль­ше о механизмах питания и негативных последствиях принудительного кормления, большинство эрготера­певтов отказались от строго поведенческого подхода к питанию. Гораздо полезнее всесторонне исследовать причины, которые заставляют вашего ребёнка отказываться от еды, и лучше понимать сенсорные процессы, связанные с приёмом пищи. Эрготера­певт, который работает с вашим ребёнком, будет применять позитивный поведенческий подход в сво­ей работе. Это значит, что ребёнок будет получать вознаграждение за любое улучшение: ребенок не вы­плюнул еду, откусил больший кусочек, его не стош­нило от новой пищи, малыш по собственной инициа­тиве попробовал новое блюдо и т. п. Если вы хотите помочь ребёнку преодолеть проблемы с питанием, вашими помощниками станут разноцветные стике­ры, система поощрения за достижения и позитивное подкрепление любого прогресса.

Правда ли, что нужно «разогревать» мышцы ротовой полости ребёнка перед кормлением?

Вы, наверное, знаете, что спортсмены делают небольшую разминку, чтобы разогреть мышцы для выполнения интенсивных упражнений. То же самое нужно сделать и для мышц рта перед началом корм­ления.

У детей с проблемами питания мышцы рта развиты недостаточно хорошо. Поэтому им нужно выполнять специальные упражнения, которые тренируют муску­латуру, участвующую в процессе поедания пищи. Же­вательные мышцы — одни из самых сильных мышц человеческого тела, особенно принимая во внимание их сравнительно небольшой размер.

Это важно запомнить!

Вы знаете, где именно находятся жевательные мышцы? Прижмите ладони к щекам. Теперь закрой­ те рот и сильно стисните зубы. Вы чувствуете, как напряглись мышцы под вашими ладонями? Именно эти челюстные мышцы и обеспечивают процесс пережевывания пищи.

В арсенале у эрготерапевта есть немало специ­альных приспособлений, которые помогают разо­греть мышцы рта перед «тяжелой работой». С по­мощью махровой салфетки можно делать массаж жевательных мышц и стимулировать рот и щеки. Специальный вибрирующий массажёр помогает стимулировать внутреннюю поверхность щек, язы­ка и ротовую полость.

Чтобы заставить работать мышцы языка, предложите ребёнку поучаствовать в забавной игре. Возьмите что-нибудь вкусное и липкое, на­пример мед, и смажьте губы малыша. Попросите ребёнка слизать вкусное лакомство. Если делать это перед зеркалом, упражнение будет еще забав­ней. Подумайте, какие липкие продукты нравятся ребёнку больше всего. Одни дети любят шоколад­ную пасту, другие — взбитые сливки. Такое упраж­нение только кажется забавной игрой. На самом деле это очень тяжелая работа, требующая значительных мышечных усилий. Если вы видите, что ребёнок устал и у него течет слюна, поста­райтесь добиться, чтобы он все-таки закончил упражнение.

Не забывайте всё время хвалить ребёнка за его старание и настойчивость. Можно делать упраж­нение вместе с малышом и устроить состязание: кто быстрее слижет мед с губ.

Почему у моего ребёнка изо рта течет слюна, ведь он уже не младенец?

У маленьких детей оральная мускулатура развита слабо, поэтому младенцы не могут удерживать слю­ну в полости рта. Наверно, вы обращали внимание, что слюна вытекает изо рта, когда малыша выклады­вают на животик. В таком положении ребенок при­лагает большие усилия, напрягая мышцы рук, ног и корпуса. Он тратит столько сил на контроль над большими группами мышц, что сохранять контроль над мышцами рта, которые удерживают слюну, ока­зывается для него намного труднее. Когда ребёнок становится старше, оральная мускулатура развива­ется, и он лучше контролирует слюнотечение. Если же по какой-то причине мышцы полости рта не по­лучили достаточного развития, ребёнок не сможет удерживать слюну во рту. Некоторые дети даже не чувствуют, что слюна вытекает изо рта и течет по подбородку.

Это важно запомнить!

Если ваш ребёнок не может должным образом контролировать слюнотечение, необходимо рабо­тать над развитием оральной моторики и повыше­нием тонуса мышц рта.

Придумайте специальный сигнал-подсказку, чтобы показывать ребёнку, что у него течёт слю­на, или обращать его внимание в случае, если он засунул в рот что-то неподходящее. Попробуйте использовать визуальные сигналы. Например, если вы поднесли палец ко рту, ребёнок посмотрит на вас и поймет, что нужно взять салфетку и выте­реть рот. Если вы хотите, чтобы упражнения для оральной стимуляции вызывали у малыша положительные эмоции, попробуйте превратить их в за­нимательную игру.

Возьмите пластиковую коробку и превратите её в «сундучок с сокровищами». Положите в короб­ку все те игрушки и приспособления, которые вы используете во время упражнений для рта. Короб­ку нужно доставать только для занятий, чтобы малыш ассоциировал упражнения на оральную мускулатуру с интересными и забавными игрушками. Для этого подойдут различные свистки, разно­цветные трубочки-соломинки, прорезыватели для зубов из разных материалов, которые можно ку­пить в аптеке. В специальных магазинах, где про­даются товары для врачей, работающих с детьми, можно найти игрушки для полости рта с вибра­цией, изготовленные из безопасных материалов.

Когда вы работаете над проблемой удержания слюны, попробуйте делать ребенку массаж с по­мощью махровой салфетки или специальных ви­брирующих устройств. Во время занятий эрготе­рапевт может использовать лед и мягкие зубные щетки для стимуляции рта и щек ребенка.

Как я могу помочь ребёнку развивать мышцы ротовой полости?

Развитие оральной моторики во многом обуслов­лено тем, насколько у ребёнка была возможность тренировать оральную мускулатуру. Мышцы ротовой полости, как и все остальные мышцы тела, нуждают­ся в постоянных упражнениях. Если в младенческом возрасте ребёнку требовалось искусственное питание с помощью зонда, в дальнейшем это окажет негатив­ное влияние на формирование оральной моторики. Сходные проблемы возникают у детей, которые из-за слабого тонуса мышц не могли подносить игрушки ко рту.

Работа эрготерапевта заключается в том, чтобы определить, насколько у ребёнка развита оральная моторика, и разработать специальный комплекс упраж­нений для тренировки мышц ротовой полости.

Это важно запомнить!

Когда вы работаете с ребёнком над укрепле­нием оральной мускулатуры, важно так органи­зовывать упражнения на каждом занятии, чтобы ребёнок смог их выполнить и почувствовать, что он добился успеха. Начните с несложных упражне­нии, соответствующих уровню развития оральной мускулатуры малыша, и постепенно усложняйте задания.

К примеру, когда вы учите ребёнка пить через соломинку, найдите трубочки большего диаме­тра, которые предназначены для густых молочных коктейлей. Позаботьтесь, чтобы имен­но через такие трубочки пили жидкие продукты все члены семьи. Постепенно переходите на обыч­ные трубочки-соломинки. Когда ребёнок научится всасывать жидкость через такую соломинку, пере­ходите к трубочкам меньшего диаметра, например к соломинкам из плотного пластика, которые при­крепляют к коробочкам с соком. Для усложнения за­дачи можно купить изогнутые трубочки, которые продаются в магазинах для детских праздников. Чем сложнее будет форма трубочки, тем больше придётся потрудиться малышу, чтобы втянуть жидкость из стакана. Предложите малышу по­играть с помощью соломинки. Положите на стол ватный шарик, и пусть ребёнок дует через соломин­ку, стараясь сдуть шарик со стола или загнать его в какое-то определенное место на поверхности сто­лешницы.

  • Когда ребёнок рассасывает фруктовый лед, жует жвачку, лакричные палочки, мармеладных мишек и червячков и другие вязкие продукты, это заставляет интенсивно работать жевательные мышцы.
  • Посадите ребёнка перед зеркалом и намажьте медом или вареньем его губы. Попросите малыша слизать языком сладкое угощение.
  • Йогурт или фруктовое пюре в мягкой упа­ковке, из которой нужно высасывать содержимое, хорошо подходят для тренировки оральной мускулатуры.
  • Очень полезны упражнения, где нужно выду­вать воздух: свистеть в свисток, надувать воздуш­ный шарик и другие подобные занятия.
  • Это упражнение я очень люблю выполнять с детьми во время терапии. Возьмите ведёрко или миску объемом 2-3 литра. Налейте на дно ёмкости немного детской пены для ванн и наполните ём­кость водой на три четверти. Дайте ребёнку со­ломинку и предложите ему выдувать воздух в воду с пеной. Пузырьки, поднимающиеся к поверхности воды, доставят малышу много радости. Упражне­ние будет еще интереснее, если брать пену разных цветов и ароматов.
  • Предложите ребёнку пить густой напиток, например молочный коктейль, с помощью соломин­ки небольшого диаметра.
  • Предложите ребёнку кусочки овощей с хрустя­щей текстурой.
  • Предложите ребёнку продукты со специями.
  • Предложите ребёнку сладкую газированную воду. Если вы считаете, что такие напитки вред­ны для здоровья, используйте вместо них неслад­кую газированную воду.

Почему мой ребёнок не пережевывает пищу?

Многие дети со слабой жевательной мускулатурой или пониженным тонусом оральных мышц испытыва­ют трудности с пережевыванием пищи. Пережёвыва­ние пищи — это гораздо более сложный процесс, чем простое движение челюстей вниз и вверх. Челюсти че­ловека свободно двигаются не только вверх и вниз, но и совершают круговые движения, перемещая пищу в полости рта. Некоторым детям необходима помощь эрготерапевта, чтобы научиться правильно выполнять движения для пережевывания пищи. К примеру, эрго­терапевт с помощью специальной мягкой щетки на­носит пюреобразную пищу на коренные зубы ребён­ка, чтобы тот мог учиться правильно жевать. Не стоит упускать из виду, что язык также участвует в процессе жевания. С помощью языка пища перемещается по ротовой полости, тем самым достигается её равно­мерное измельчение и смачивание слюной.

Специалист помогает ребёнку овладеть навыками, связанными с пережевыванием пищи, используя про­дукты с различными вкусами, температурой и конси­стенцией. Большую роль в его работе играют различные приспособления и приёмы, например логопедический массаж, вибрирующие устройства, а также использова­ние зеркала, когда малыш учится есть.

Влияет ли положение, в котором сидит ребёнок за столом, на его питание?

Это важно запомнить!

Если у ребёнка есть проблемы с тонусом или силой мускулатуры корпуса, ему трудно сидеть за столом правильно. Такие дети часто ложатся грудью на столешницу или, наоборот, опираются на спинку стула. Чтобы помочь ребёнку поддер­живать правильное положение тела, нужно так организовать его место за столом, чтобы соблю­дать правило 90-90-90. Это означает, что угол между ступнями, стоящими на полу, и лодыж­ками должен равняться 90 градусам. Под таким же углом должны быть согнуты колени, а третий угол в 90 градусов должен быть образован бедрами и туловищем.

Если у вас нет возможности купить специаль­ный детский столик, вам придется подложить что-нибудь (например, стопку книг) под ноги ре­бёнка, чтобы обеспечить устойчивое положение его стоп. Чтобы понять, как себя чувствует ре­бёнок за слишком высоким столом, представьте, что вы обедаете, сидя на барном стуле. Так вы поймёте, насколько некомфортно ребёнку, когда он сидит на высоком стуле или за слишком вы­соким столом и не может поставить ноги на устойчивую поверхность. Это очень неудобно, и ребёнку приходится прилагать серьезные уси­лия, чтобы устойчиво сидеть за столом. Соот­ветственно, у ребёнка не остается сил на то чтобы должным образом контролировать мыш­цы рук во время еды.

Связаны ли проблемы принятия пищи с тактильными ощущениями?

Дети, которые испытывают трудности с питанием, нередко выражают протест, когда на их руки попа­дает вода или что-то липкое. Кроме того, такие дети часто отказываются прикасаться к различным пред­метам и веществам, например к песку или обычной земле. Нередко ребёнок демонстрирует отвращение к веществам определенной текстуры или консистен­ции, и это отвращение распространяется не только на пищу, но и на предметы, до которых можно до­тронуться руками.

К примеру, некоторые дети проявляют сильное беспокойство, если видят на своей руке след, остав­ленный маркером или красками. Есть дети, которые испытывают рвотные позывы, стоит им увидеть на коже малейшую грязь. Такой ребенок может потре­бовать немедленно вымыть руки или начинает тереть кожу, пока от пятнышка не останется и следа. Не­которые дети демонстрируют сильное отвращение, когда прикасаются к чему-то липкому, и категориче­ски отказываются дотрагиваться руками до пищевых продуктов во время приема пищи. Они предпочитают пользоваться столовыми приборами, даже если это кажется нелогичным. Одна девочка, с которой я рабо­тала, настаивала на том, что ломтики яблок и бутер­броды с расплавленным сыром она ест только вилкой. Девочка объяснила мне, что не любит, когда ее руки скользкие. Некоторые дети предпочитают брать пищу только одной рукой, потому что для них слишком уто­мительно ощущение, что обе руки у них испачканы пищей. Эрготерапевт, который работает с вашим ре­бёнком, попросит вас составить список предметов и веществ, до которых ребенок согласен дотрагиваться, и тех, которые вызывают у него отвращение.

Это важно запомнить!

Когда вы занимаетесь с ребёнком и учите его спокойно относиться к предметам и веществам с различной текстурой и консистенцией, необхо­димо начать работу с такой текстуры, к которой ребёнок прикасается спокойно. Все эти упражнения направлены на осязание. Признаки, указывающие на тревожность по отношению к той или иной текстуре, включают в себя отказ прикоснуться к определенным предметам или веществам, рвот­ные позывы при прикосновении к ним, отказ ребёнка участвовать в занятиях, где используются опреде­ленные вещества (например, рисование красками). Кроме того, обратите внимание, бывает ли у ре­бёнка беспричинная истерика, когда он оказывается рядом с предметом определенной текстуры.

  • Начните занятия с сухих на ощупь предметов. Возьмите, например, рис, сухие листья или фасоль и положите их в небольшое пластиковое ведро. По­ложите туда же скрепки, игрушечные машинки или кубики. Попросите ребенка на ощупь найти в ведре разные предметы. Внимательно наблюдайте, на­сколько спокоен ребёнок во время выполнения зада­ния, и отслеживайте любые проявления тревожно­сти. Необходимо, чтобы ребёнок спокойно выполнял это упражнение как минимум в течение трех игро­вых сессий, и только после этого можно переходить к следующему упражнению.
  • Следующий шаг — предметы с «промежуточ­ной» текстурой, такие как игровое тесто, вареные макаронные изделия или песок. Работайте с такой текстурой, пока малыш не будет чувствовать себя спокойно во время игры. Это значит, что ребенок не требует немедленно вымыть ему руки после прикосновения к этим веществам и не показывает признаков тошноты. Превратите упражнения в ве­селую игру!
  • Заключительный этап — игра с веществами и предметами, которые на ощупь скользкие и лип­кие. Для занятия вам потребуются жидкие краски (например, гуашь), йогурт или жидкое тесто. Если ребёнок пока не готов дотрагиваться до таких суб­станций, положите вещество (например, йогурт) в полиэтиленовый пакет и плотно закройте его, чтобы содержимое не протекало. Предложите ре­бёнку рисовать на поверхности пакета буквы или фигуры, пока он не привыкнет. После этого попро­буйте перейти к контактной игре: поместите в ми­ску или ведерко немного игрового материала и по­ложите в него интересные игрушки. Имейте в виду, что после таких игр вам, скорее всего, придется долго приводить комнату в порядок. Вам будет про­ще, если для занятий вы отведете кухонный стол: во-первых, ребёнок станет спокойнее относиться к приёму пищи, а во-вторых, смыть йогурт с кухон­ного стола гораздо легче, чем с ковра или дивана.

Как научить ребенка пользоваться столовыми приборами и набирать пищу ложкой?

Это важно запомнить!

Любые занятия, связанные с питанием и пове­дением за столом, будут гораздо эффективнее, если превратить их в весёлую игру. Купите игровое тесто и лепите вместе с ребёнком разноцветные пиццы и роллы. Предложите ребенку пластиковый или столовый нож, чтобы разрезать готовое «уго­щение».

Предложите малышу принести его любимые игрушки и устроить для них праздничный обед. При­готовьте «праздничный пирог» и попросите ребёнка разрезать его на кусочки и угостить всех гостей.

Дети, с которыми я работала, очень любили упражнения с деревянными ЗD-пазлами. Вам навер­няка знакомы такие игрушки: деревянные пиццы, овощи, буханки хлеба и батоны, отдельные части которых соединяются «липучками». С помощью деревянного ножа ребенок «разрезает» продукты на части. Такие игры очень нравятся детям и одно­временно приносят большую пользу, когда вы рабо­таете над пищевым поведением.

Наполните ведерко рисом или фасолью и по­просите ребенка взять ложку и переложить кру­пу в контейнер поменьше. Летом занятия можно перенести в песочницу, где ребенок сможет пересы­пать песок с помощью различных ложек и совочков. Налейте в ведерко воды и устройте соревнование — кто быстрее наполнит свой стакан с помощью ложки. Чтобы было еще интереснее, попробуйте играть ложками разного размера. Эта весёлая и очень полезная игра доставит много радости вашему ребёнку.

Почему мой ребёнок часто издает странные звуки?

Некоторые дети издают необычные звуки: напри­мер, щелкают языком, клацают зубами, напевают ме­лодию без слов или пронзительно кричат, — таким образом они пытаются успокоить себя. Есть дети, ко­торым нравится ощущать напряжение мышц рта, тела, языка, шеи и голосовых связок. Однако такие звуки нередко раздражают людей вокруг и отвлекают их.

Это важно запомнить!

  • Купите ребёнку прорезыватели для зубов и приспособления для логопедического массажа, ко­торые он сможет грызть и жевать.
  • Предложите ребёнку пить напитки с помощью соломинки небольшого диаметра или с помощью трубочки изогнутой формы. Это стимулирует ра­боту оральной мускулатуры.
  • Делайте массаж мускулатуры щек.
  • Нанесите на губы ребёнка немного взбитых сливок и предложите ему слизывать сливки языком. Такое упражнение станет хорошей тренировкой для мышц языка.
  • Предложите ребёнку надевать наушники, бло­кирующие внешние звуки, которые могут его раз­дражать.
  • Включите в наушниках расслабляющую музы­ку, которая поможет ребёнку успокоиться.

Почему мой ребёнок никогда не чувствует, сыт он или голоден?

Мозг человека получает информацию от всех ор­ганов тела. Эта информация помогает нам понять, что именно мы чувствуем в данный момент: голод, жажду, желание сходить в туалет, тошноту, головокружение или что-то еще из множества возможных состояний. Мозг получает информацию от рецепторов и посы­лает сигналы телу, чтобы соответствующим образом регулировать интенсивность дыхания, сердцебиения, сокращение мочевого пузыря и другие необходимые функции органов, позволяющие поддерживать жизнь организма. Кроме того, мозг обрабатывает инфор­мацию, и мы чувствуем, что именно нужно нашему телу. Например, если организму нужны питательные вещества, желудок посылает мозгу сигнал, и чело­век ощущает голод. Однако если ребёнок испытыва­ет трудности с обработкой сенсорной информации, он не всегда может «ощущать» или рас­познавать чувство голода.

Это важно запомнить!

  • Создайте для вашего ребёнка сенсорную диету. Речь идет не о пищевой диете, а о специаль­ной системе физической активности, которая по­могает регулировать работу сенсорной системы. Организуйте для ребёнка регулярные интенсивные физические нагрузки, где ему нужно будет тянуть и толкать предметы, поднимать их и переносить с места на место. Ребёнок должен выполнять та­кие упражнения как минимум один раз в два часа.
  • Попробуйте разбудить чувство голода у ребёнка с помощью его любимых ароматов. Какой запах любит ваш ребёнок? Используйте аромати­ческие масла, маркеры и ароматизированные ка­рандаши, чтобы разбудить аппетит ма­лыша. Не забывай­те, что обонятельные рецепторы тесно связаны с областями головного мозга, отвечающими за эмоции. Запахи способны очень сильно воздейство­вать на возникновение эмоций. Вообразите, что вы входите в дом и ощущаете аромат праздничного пирога. Какие чувства у вас возникнут в этот мо­мент?
  • Если ваш ребёнок часто переедает или запихи­вает в рот слишком много пищи, предложите ему откусывать еду маленькими кусочками.
  • Сделайте специальную таблицу. Предложите ребёнку наклеивать в таблицу стикер каждый раз, когда он откусит кусочек пищи. Малышу нужно бу­дет отложить вилку и наклеить стикер, и за это время он успеет прожевать ту пищу, которую по­ложил в рот.
  • Предложите ребёнку запивать каждый съеден­ный кусочек. Это даст ему возможность прожевать и проглотить маленькую порцию пищи, прежде чем отправить в рот следующий кусочек.
  • Сервируйте для ребёнка небольшие порции.
  • Предложите ребёнку выполнять перед едой упражнения: например, выдувать мыльные пузыри или сдувать со стола ватные шарики или мячики для пинг-понга с помощью соломинки. Это помо­жет разогреть мышцы, участвующие в процессе питания.
Источник: Косински К. Эрготерапия для детей с аутизмом: Эффективный подход для развития навыков самостоятельности у детей с аутизмом и РАС / Кара Косински; пер. с англ. У. Жарниковой; науч. ред. С. Анисимова. - Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2017.