Как определить, что моего ребёнка пора приучать к горшку?
По мере роста и развития ребёнка дефекация и мочеиспускание превращаются из рефлекторных действий в осознанное умение. Нормально развивающиеся дети достигают этапа готовности к формированию туалетных навыков в возрасте от двух до трёх лет. Однако когда дело касается детей с нарушениями развития, специалисты рекомендуют ориентироваться на функциональный, а не на хронологический возраст. Прежде чем приучать ребёнка к горшку, необходимо оценить признаки, свидетельствующие о готовности к овладению туалетными навыками. Специалисты, работающие с детьми с особыми потребностями, обычно составляют специальные таблицы, так называемые элиминационные записи (от англ, elimination — устранение), чтобы определить, как долго ребёнок остается сухим, когда у ребёнка обычно бывает стул, а также отмечают, понимает ли ребёнок, что у него грязный подгузник.
Это важно запомнить!
Ребёнок, уровень развития которого позволяет начать приучение к горшку:
- соглашается сидеть на горшке /детском сиденье унитаза, сняв одежду с нижней части тела;
- умеет самостоятельно снимать штанишки;
- соглашается мыть руки, чтобы они были чистыми;
- соглашается надевать обычные трусики вместо подгузников или непромокаемых одноразовых трусиков;
- обращает внимание и/или проявляет признаки дискомфорта, когда у него грязный подгузник;
- выполняет простые инструкции;
- подгузник остается сухим в течение как минимум двух часов, включая время дневного сна;
- не испытывает страха в отношении горшка или туалета.
Почему мой сын отказывается пользоваться горшком?
Одна из важнейших функций мозга человека — защищать тело от опасности. В большинстве случаев наш функциональный уровень в тот или иной период жизни напрямую зависит от жизненного опыта. Дети, имеющие трудности с обработкой сенсорной информации, нередко отличаются повышенной или пониженной чувствительностью к раздражителям. Именно поэтому они стараются защитить себя от всего, что так или иначе ассоциируется у них с опасностью. Кроме того, детям с аутизмом присущи дефицит социальных навыков или отсутствие эмпатии, а иногда даже отсутствие понимания чувств других людей. В социальном смысле аргумент «ты большой мальчик» не является достаточно весомым, чтобы мотивировать ребёнка на освоение какого-либо навыка, поскольку у него зачастую отсутствует стремление быть хорошим для окружающих.
Задумайтесь, как много шагов необходимо выполнить, когда самостоятельно пользуешься туалетом. Для детей, которые испытывают трудности с выполнением инструкций, процесс, включающий в себя большое количество шагов, становится крайне утомительной задачей. Детям со специальными нуждами зачастую необходимы постоянный распорядок дня и неизменная последовательность действий. Если ребёнок привык, что во время дефекации на нём всегда надет подгузник, изменение привычного хода вещей (необходимость садиться на горшок) расценивается им как что-то угрожающее. Привычный ритуал опорожнения кишечника нередко воспринимается ребёнком как контролируемая ситуация, что важно для него, учитывая сложности у особых детей с контролированием вещей. Когда мы пользуемся туалетом, наш организм избавляется от ненужных ему каловых масс и мочи. Однако физические ощущения, которые сопровождают этот процесс, могут вызывать у ребёнка ощущение «потери чего-то важного». Кроме того, если предыдущие попытки приучения к горшку ассоциируются у ребёнка с чем-то неприятным и угрожающим, он будет избегать повторения такой ситуации в будущем. Одной девочке, с которой я работала, было пять лет, когда она начала пользоваться унитазом для дефекации. До этого возраста девочке было комфортнее опорожнять кишечник в подгузник, потому что это давало ей ощущение контроля над собственным телом. Такая ситуация является типичной для детей с сенсорными нарушениями.
Девочка испытывала сильный страх, когда «часть ее тела» падала в унитаз и смывалась водой. Родители ребёнка использовали различные успокаивающие методы, чтобы помочь ей ровно дышать и расслабиться. Кроме того, сначала девочка пользовалась небольшим переносным туалетом, и родители постепенно переместили его из детской комнаты в санузел.
Это важно запомнить!
- Составьте наглядное расписание посещений туалета.
- Купите игрушки, которые вы будете выдавать ребёнку для игры только в то время, когда он сидит на горшке. Если ребёнок играет ими больше двадцати минут, но так и не сходил в туалет, уберите игрушки и попробуйте вернуться к этому упражнению позднее.
- Некоторые дети чувствуют себя увереннее, если сидят на унитазе «наоборот», лицом к сливному бачку. Мы, например, разрешали сыну брать с собой маркер и рисовать на поверхности бачка.
- Разрешите ребёнку снять всю одежду и остаться голым, когда он находится в туалете или учится пользоваться горшком. Многие дети беспокоятся, что они могут испачкаться.
- Используйте ароматические масла, свечи и естественные ароматизаторы, чтобы создать спокойную обстановку, способствующую расслаблению.
- Показывайте ребёнку свою эмпатию и понимание, вместо того чтобы злиться и ругать его. Помните, что ваш ребёнок в полной мере понимает ситуацию.
- Регулярно выполняйте упражнения для сенсорной диеты, чтобы помочь телу в целом.
- Спросите ребёнка, комфортна ли ему температура сиденья унитаза и температура в туалете в целом. Пользуйтесь одним и тем же туалетом, если это возможно. Не забывайте, что для ребёнка важно ощущение предсказуемости в повседневной жизни.
- Старайтесь в период обучения не водить ребёнка в туалеты в общественных местах, где он может испугаться громких звуков, неприятных запахов или шума, который издает сушилка для рук.
- Купите специальную коробку с подарками для ребёнка, который начинает осваивать туалетные навыки. В нее можно положить детски влажные салфетки, книжки для приучения к туалету, поощрительные стикеры и таблицу достижений.
Какие адаптационные техники для приучения к туалету я могу применять дома?
Чтобы у ребёнка появилось и сохранялось желание овладеть туалетными навыками, необходимо создать в доме обстановку, в которой малыш будет чувствовать себя комфортно и безопасно. К примеру, в небольшом туалете, где находится только унитаз, ребёнок будет чувствовать себя спокойнее и меньше отвлекаться от процесса, чем в большом совмещенном санузле.
Это важно запомнить!
- Дайте ребёнку возможность посидеть в туалете не снимая одежды, чтобы он чувствовал себя более комфортно.
- Если вас это не смущает, покажите ребёнку на своем примере, как вы ходите в туалет. Пусть ребёнок войдет вместе с вами в туалет, чтобы посмотреть, как вы пользуетесь туалетом и моете после этого руки.
- Купите мягкое сиденье для унитаза. На таком сиденье ребёнку будет удобнее, кроме того, это поможет избежать ощущения холодного прикосновения к коже, которое возникает, когда садишься на обычное сиденье.
- Используйте визуальный таймер или специальную таблицу достижений, чтобы ребёнок видел наглядно, когда задача выполнена.
- Соберите все принадлежности, связанные с туалетными навыками, в том месте, где вы будете приучать ребёнка к туалету. Обеспечьте постоянные условия и будьте последовательны — это очень поможет ребёнку, который испытывает трудности в овладении новыми навыками.
- Создайте физическую поддержку для ребёнка, который боится упасть с унитаза. Используйте скамеечку, чтобы он мог устойчиво поставить на нее ноги. Это поможет создать у него ощущение безопасности.
- Если ребёнок проявляет беспокойство, когда нужно спустить воду в унитазе, наклейте на кнопку сливного бачка покрытие из ткани.
- Предложите ребенку смывать унитаз, когда он будет к этому готов. Попробуйте команду «На старт, внимание, МАРШ » или любую другую фразу, которая понравится вашему ребенку.
- Наклейте на стену полоску скотча, чтобы визуально обозначить длину куска туалетной бумаги, который нужно использовать. Установите правило, что от рулона можно отрывать только пять фрагментов за один раз.
- Используйте в качестве «мишени» в унитазе кусочек зерновых хлопьев.
- Попробуйте добавить в воду пищевые красители — окрашенную воду лучше видно, и ребёнку проще будет « попасть в цель», к тому же это сделает процесс приучения к туалету более веселым
- Измените подгузники, сделав разрез в нижней части. Сначала проделайте небольшое отверстие, затем сделайте разрез на 1/4, после этого — на 1/2 и т. д.
Почему мой ребёнок часто мочится и испражняется в штанишки?
Наше тело устроено так, что может функционировать автономно. К примеру, чувство голода и жажды возникает само по себе, и нам не нужно специально управлять работой сердца или почек. Человек способен понять, что испытывает боль в том или ином органе, почувствовать сильное сердцебиение, а также определить по своим ощущениям, что пора сходить в туалет. Внутренние органы устроены таким образом, чтобы работать самостоятельно. Процесс, благодаря которому мы распознаем сигналы от внутренних органов, называется интероцепцией. Детям с низкой сенсорной чувствительностью часто трудно распознать специфические сигналы от внутренних органов. К примеру, ребёнок не чувствует, что ему нужно в туалет, и поэтому мочится в штанишки. Таким образом, дети с особыми потребностями нередко даже не ощущают, что в тот или иной момент их организму нужны пища или вода либо, наоборот, телу необходимо избавиться от мочи и т. п.
Промахи будут случаться, потому крайне важно сохранять спокойствие и проявлять терпение. Поощряйте, поощряйте — каждый раз поощряйте ребёнка, когда он пытается овладеть туалетными навыками.
Это важно запомнить!
- Проявите терпение и понимание. Не кричите на ребёнка и не наказывайте его, если «туалетные неприятности» происходят часто. Не забывайте, что любой человек хочет добиться успеха. Постарайтесь найти причину, которая лежит в основе этой проблемы.
- Узнайте у педиатра, нет ли у ребёнка проблем медицинского характера.
- Постоянно обеспечивайте ребёнку сенсорную диету.
- Составьте расписание, чтобы ребёнок регулярно заходил в туалет и садился на унитаз либо на горшок.
- Отправляйте ребёнка в туалет через 20-30 минут после того, как он поест или попьет.
- Почитайте вместе с ребёнком книгу о том, как научиться пользоваться туалетом. Не забывайте, что каждый ребёнок развивается в своем индивидуальном темпе.
- Если у ребёнка не было стула в течение двух дней, возможно, у него запор. Проконсультируйтесь по этому вопросу с педиатром.